Дизайн обложки навевает мысли о чёрно-белых фильмах 50-х годов, о крутых (но много пьющих) детективах, мафиози с сигарами и роковых красотках, которые никак не могут определиться с выбором. То есть о классических кинолентах в жанре «нуар». Для совсем непонятливых это даже прописано буквами, под самым названием.
Что же мы имеем по факту?
А фабула такова: один небольшой северный городок в результате странной аварии оказывается полностью поглощён облаком неясной этимологии. При этом облако неподвластно никаким внешним факторам – солнечные лучи через него не проходят, ветер сдвинуть с места его не может, само же оно рассеиваться решительно не собирается. Умы учёные тоже с милой тучкой разобраться не в силах, ибо химический состав облачка и реакции в нём беспрестанно происходящие ни изучению, ни классификации решительно не поддаются.
Итак, одно из важных условий «нуарности» соблюдено – тёмная мрачная атмосфера в наличии, дождь также периодически наблюдается.
Условие второе – это, конечно же, главный герой. Он достаточно брутален (и это не только о внешности, но и о множестве его умений, упоминание которых ненавязчиво проскальзывает то тут, то там), загадочен (также вскользь не единожды упоминаются его связи с «сильными мира сего» и то, сколько они готовы платить за его услуги), и нравится женщинам. Единственное несоответствие – это отсутствие у героя ярко выраженных вредных привычек, но так и быть, простим автору это упущение. Роковая красотка, кстати, также в наличии.
Обязательным для классического нуара является и момент социальный, например, подчёркивание коррумпированности власть имущих. Вот здесь автор развернулся, что называется, по полной. Праздник против коррупции, организованный даже не городским, а областным начальством, нелеп настолько, что с лёгкостью верится в его реалистичность (и нет, это не оговорка).
И последняя отличительная черта книг, написанных в жанре «нуар» — медленная текучесть, вязкость повествования, обилие размышлений, разговоров, мрачный абсурд. И тут тоже можно поставить автору твёрдую пятёрку – он выполнил всё от и до.
Однако поклонники жанра яро критикуют отнесение «Облака» к нуару. Здесь нет ни гангстеров, ни перестрелок, ни убийств (а нуар – это почти всегда детектив), да, собственно, и преступника-то определённого тоже нет. Ещё и друг главного героя – талантливый хакер, а это уже вообще ни в какие рамки. Тем не менее, признаков нуара здесь гораздо больше, чем «непризнаков», поэтому роман вполне можно отнести к «постнуару», границы которого очерчены более мягко, чем у классики.
А лично моё мнение – автор просто… пошутил. Никакого нуара он писать не хотел, но нагнать туч (облаков, а точнее, одно облако) сумел вполне изобретательно. Подтверждает это и концовка: вместе с облаком рассеивается вся нуарная атмосфера и даже красотка мгновенно теряет весь свой таинственно-роковой шарм. Да и отсылки к различным культовым вещам, например, вселенной Сталкера, говорят в пользу того, что это некий очень тонкий стёб, нежели серьёзное внутрижанровое произведение.
И краткое резюме для самых терпеливых и досюда дочитавших: если вы любитель динамичного повествования, резкой смены сцен и действий, хитрых интриг и неожиданных поворотов сюжета, то здесь вы этого не найдёте однозначно. Сюжет линеен, как фонарный столб. Однако это вовсе не означает, что книга скучна или занудна, нет. Этот самый фонарный столб оплетён таким количеством виноградных лоз в виде ответвлений, размышлений и странных короткометражных происшествий, что не успеваешь заметить, как оказываешься втянут в хитрое сплетение то ли яви, то ли бреда, то ли сна.
Книгу можно взять в Центральной городской библиотеке им. А. Грина
И.Е. Кондратьева, заведующая ЦГБ им. А. Грина